Готовые изделия можно посмотреть на странице "Мои вышитые бисером иконы"
Перед началом вышивки подбираем икону, которую будем вышивать и, получив благословение священника, начинаем создавать список(прорись) с иконы.
Икона не обязательно должна быть готовой - это может быть репродукция на бумаге, в данном случае я взяла православный календарь.
На подготовленную икону аккуратно накладывается, по возможности, максимально прозрачная бумага. Это может быть калька, папиросная бумага, пленка или целлофан. Слои скрепляются между собой и по верхнему прозрачному слою производится обводка линий иконы. При этом черты лица, мелкие детали рук и ног можно не обводить. Для обводки используется мягкий карандаш или маркер. Прямые линии лучше проводить по линейке.
После проверки точности выполнения слои разъединяются.
Вот такой список должен получиться с иконы. Для вышивки с него нужно снять копию ( через оконное стекло или каким-то другим образом) на бумагу, по которой будет производиться вышивка, тонким карандашом. Толстые карандашные линии могут быть видны сквозь прозрачный бисер и будут портить внешний вид иконы. Бумагу для вышивки нужно подобрать не очень толстую, не хрупкую, довольно рыхлой структуры(в идеале - наподобие промокательной), но можно вышивать по обратной стороне миллиметровки.
После того, как список подготовлен, нужно туго натянуть толстую прочную ткань на пяльцы. Если нет пяльцев подходящего размера, то их можно заменить самодельной деревянной рамкой, соответствующего размера.
После этого список накладывается на натянутую ткань и пришивается белыми нитками к основе крупными стежками. При этом нужно строго следить, чтобы не произошло смещение деталей рисунка, особенно рук, ног, головы и тех деталей, которые в последствии вышиваться не будут.
Теперь можно приступать непосредственно к вышивке.
Сначала обводим бисером контуры рисунка. Это может быть бисер основного цвета одеяния или контрастный, или золотой.
Складки одежды могут быть вышиты золотом или бисером контрастного цвета.
По желанию, одеяние может быть украшено бусами, стразами, камнями
Ризу можно вышивать строго следуя линиям складок одежды, как у Иисуса Христа на этой фотографии, или украсить ее вышитыми цветами из бус, стразами, тесьмой или чем-то еще по своему усмотрению.
Теперь заполняем поле бисером определенного цвета. Например, красным.
Бисер, по возможности, должен укладываться по направлению складок одежды.
Продолжаем вышивать одеяние Богородицы. При этом элементы одежды можно дополнительно украсить ажурными навесными петлями или подвесками (по усмотрению автора).
Одеяние Иисуса Христа вышито в строгом стиле. Бисер, по возможности, располагается вдоль складок одежды.
Теперь заполнен бисером фон или "небо" иконы. Если предполагается, что ореол будет вышит в той же плоскости, что и вся икона, то небо можно вышивать после ореола. Я предпочитаю ореол делать накладным, т.е. вышиваю его отдельно, поэтому сначала вышиваю небо (фон), рамку, а в последнюю очередь ореол.
Поскольку я взяла не готовую икону, а репродукцию на бумаге, то у меня есть возможность изменить ее размеры. Поэтому я увеличиваю внутреннее пространство рамки для облегчения подбора и вышивки узора для ее украшения. Рамке придает красивый вид обрамление бусами.
Рамку украшаем по своему усмотрению. Можно применить камни, стразы, бусы, другие украшения, какие есть в наличии. У меня подкопились бусы разной формы и размеров. Я применила их и несколько стразов. Узор можно взять готовый, перерисовать откуда-то. Я рисую сразу бусами, по наличию материала располагаю их на рамке так, чтобы было красиво и пришиваю.
В нижней части иконы можно вышить ее название, например: "Казанская икона Божией Матери", а затем приступить к заполнению фона рамки.
Вот так выглядит икона с полностью вышитой рамкой. Теперь осталось вышить ореолы. Это можно сделать непосредственно на этом же полотне. В зависимости от фантазии и художественного вкуса автора можно их украсить бусами и стразами, а можно сделать однотонными, например под золото. А можно сделать отдельные выкройки ореолов из бумаги, и вышивать, соответственно на другом натянутом полотне, а потом пришить по нижнему краю к иконе. Я обычно выбираю последний вариант.
Для этого ореол с кальки переводим на отдельный лист бумаги и вырезаем. Затем делаем надрезы перпендикулярно касательной наружнего края орела (Кстати, ореол Богородицы я слегка увеличила, прибавив на наружную сторону 5-7 мм), не доходя до внутреннего края на 2-3 мм. Теперь накладываем этот шаблон на новый лист бумаги, разводим нижние края от основного положения на несколько миллиметров в стороны, так, чтобы края надрезов в верхней части равномерно находили один на другой. В таком положении обводим шаблон, полученный новый ореол вырезаем и прикладываем к иконе. Проверим как он будет выглядеть в целом на иконе. Ореол должен быть в верхней части слегка, на небольшой угол, отклоняться вперед от плоскости иконы. Если угол слишком большой, значит слишком много раздвинуты нижние края. Так, путем примерок, добиваются оптимального положения орела по отношению к плоскости иконы.
Наиболее подходящий шаблон нашивается на натянутую на пяльцы или рамку основную ткань. Наносится узор (по усмотрению автора вышивки) и ореол вышивается также как и основная часть иконы.
Я придумала и вышила вот такой узор:
Хочу обратить внимание на то, что в нижней части ореола остается не заполненная бисером линия шириной равная диаметру бус, которые в последствии будут здесь пришиты.
Теперь вышитый ореол нужно вырезать так, чтобы по всему периметру оставался припуск на загибку.Величина припуска зависит от размера иконы, но не более 1 см.
Здесь, на черном фоне видно, что должно примерно получиться, после вырезания ореола.
Края по всему периметру подгибаются и аккуратно подшиваются к изнаночной стороне вышивки. В нижней части, там, где оставлено место для бус, загибка производится вровень с краем бумажной выкройки, т.к. в этом месте производится пришивание ореола к основной части иконы.
Сначала пришиваем ореол Богородицы по периметру головы.Сначала просто накладываем деталь ореола по периметру головы и пришиваем "наметочным" швом, замет закрываем этот шов ниткой бус. После этого также, "наметочным" швом, пришиваем ореол Спасителя и закрываем шов тоже ниткой бус. Бусы подбираем в соответствии с размером и узором ореола.
Зашиваем бисером все пропущенные и незакрытые места в соответствии с узором ризы. и можно приступать к вырезанию "окон", т.е. тех мест, где расположены лики, руки, и, если есть на иконе, ноги.
Припуск под загибку оставляем примерно около 1 см, но в зависимости от размера иконы он может быть и меньше. По всему периметру "окна" по ткани припуска делаем надрезы для загибки. Частота надрезов зависит от радиуса кривизны детали, чем меньше радиус, тем больше надо сделать надрезов. Надрезы не должны доходить до строчки, прикрепляющей бисер, примерно на 1-1,5 мм. Затем надрезанные края загибаем внутрь и подшиваем швом "через край" или обметочным швом.
Получается вот так:
В старину загнутые края, да и всю изнаночную поверхность ризы, с целью укрепления, покрывали клеем изготовленным из муки с добавлением соли и порошка горчицы (от вредителей). Сейчас для этого может служить клей ПВА, который наносится тонким ровным слоем без потеков на внутреннюю сторону ризы. Если икона не велика, можно укрепить только загнутые края для предотвращения осыпания ткани.
Теперь приступаем к подготовке самой иконы. Если у Вас купленная готовая икона, то ее подготовка заключается в очистке от возможных загрязнений или пыли.
У меня же был только бумажный календарь. Мне еще нужно из него сделать икону.
Для этого я готовлю доску (это может быть также лист ДСП или многослойной фанеры) по размеру иконы. Вырезаю икону в соответствии с размером готовой ризы, причем так, чтобы при наложении окна строго совпадали с соответствующими местами иконы (т.е. окна лика совпадали с контурами лика на иконе, также окна рук и ног соответственно - с их иконным изображением).
Бумажное изображение наклеивается на доску с помощью обойного клея. Я беру для этой цели самый дешевый клей КМЦ.Клеем промазывается как доска, так и изнаночная сторона бумажной иконы, после чего сразу производится наложение иконы на доску. Пока клей не засох, нужно примерить ризу на икону теперь уже вместе с доской и если нужно, исправить положение бумажного образа на доске. Когда все будет находиться на своем месте, т.е. края ризы будут совпадать с краями иконы, а лик и руки, ноги располагаться точно в вырезанных для них окнах, риза убирается, а икона оставляется для просушки при комнатной температуре.
После полного высыхания клея на лицевую сторону иконы в 2-3 слоя наносится бесцветный художественный лак. Лак нужно брать не мебельный, а именно художественный, который не изменит цвет Вашей иконы.
После высыхания лака приступаем к натягиванию ризы на икону. Для этого с изнаночной стороны стягиваем края ризы продольными и поперечными нитями Можно для этой цели взять прочные нитки или ирис, тонкую тесьму. С одной стороны нить с помощью штопальной иглы протаскивается сквозь загнутый край ризы с и закрепляется прямым узлом, затем точно также - с противоположной стороны , натягивается и закрепляется. Сначала делается крепление в виде креста проходящего по центральным осевым линиям иконы, а потом по обе стороны от них. Когда риза будет прочно закреплена, еще раз проверяется и, если нужно, корректируется положение ее по отношению к изображения на иконе и краям доски, а потом аккуратненько подшиваются излишки ткани по углам иконы. Дополнительно можно прикрепить ризу при помощи скоб строительным степплером.
И вот икона готова! Теперь хорошо бы сделать для нее рамку или киот, поместить под стекло и обязательно освятить в церкви.
Сначала обводим бисером контуры рисунка. Это может быть бисер основного цвета одеяния или контрастный, или золотой.
Складки одежды могут быть вышиты золотом или бисером контрастного цвета.
По желанию, одеяние может быть украшено бусами, стразами, камнями
Ризу можно вышивать строго следуя линиям складок одежды, как у Иисуса Христа на этой фотографии, или украсить ее вышитыми цветами из бус, стразами, тесьмой или чем-то еще по своему усмотрению.
Теперь заполняем поле бисером определенного цвета. Например, красным.
Бисер, по возможности, должен укладываться по направлению складок одежды.
Продолжаем вышивать одеяние Богородицы. При этом элементы одежды можно дополнительно украсить ажурными навесными петлями или подвесками (по усмотрению автора).
Одеяние Иисуса Христа вышито в строгом стиле. Бисер, по возможности, располагается вдоль складок одежды.
Теперь заполнен бисером фон или "небо" иконы. Если предполагается, что ореол будет вышит в той же плоскости, что и вся икона, то небо можно вышивать после ореола. Я предпочитаю ореол делать накладным, т.е. вышиваю его отдельно, поэтому сначала вышиваю небо (фон), рамку, а в последнюю очередь ореол.
Поскольку я взяла не готовую икону, а репродукцию на бумаге, то у меня есть возможность изменить ее размеры. Поэтому я увеличиваю внутреннее пространство рамки для облегчения подбора и вышивки узора для ее украшения. Рамке придает красивый вид обрамление бусами.
Рамку украшаем по своему усмотрению. Можно применить камни, стразы, бусы, другие украшения, какие есть в наличии. У меня подкопились бусы разной формы и размеров. Я применила их и несколько стразов. Узор можно взять готовый, перерисовать откуда-то. Я рисую сразу бусами, по наличию материала располагаю их на рамке так, чтобы было красиво и пришиваю.
В нижней части иконы можно вышить ее название, например: "Казанская икона Божией Матери", а затем приступить к заполнению фона рамки.
Вот так выглядит икона с полностью вышитой рамкой. Теперь осталось вышить ореолы. Это можно сделать непосредственно на этом же полотне. В зависимости от фантазии и художественного вкуса автора можно их украсить бусами и стразами, а можно сделать однотонными, например под золото. А можно сделать отдельные выкройки ореолов из бумаги, и вышивать, соответственно на другом натянутом полотне, а потом пришить по нижнему краю к иконе. Я обычно выбираю последний вариант.
Для этого ореол с кальки переводим на отдельный лист бумаги и вырезаем. Затем делаем надрезы перпендикулярно касательной наружнего края орела (Кстати, ореол Богородицы я слегка увеличила, прибавив на наружную сторону 5-7 мм), не доходя до внутреннего края на 2-3 мм. Теперь накладываем этот шаблон на новый лист бумаги, разводим нижние края от основного положения на несколько миллиметров в стороны, так, чтобы края надрезов в верхней части равномерно находили один на другой. В таком положении обводим шаблон, полученный новый ореол вырезаем и прикладываем к иконе. Проверим как он будет выглядеть в целом на иконе. Ореол должен быть в верхней части слегка, на небольшой угол, отклоняться вперед от плоскости иконы. Если угол слишком большой, значит слишком много раздвинуты нижние края. Так, путем примерок, добиваются оптимального положения орела по отношению к плоскости иконы.
Наиболее подходящий шаблон нашивается на натянутую на пяльцы или рамку основную ткань. Наносится узор (по усмотрению автора вышивки) и ореол вышивается также как и основная часть иконы.
Хочу обратить внимание на то, что в нижней части ореола остается не заполненная бисером линия шириной равная диаметру бус, которые в последствии будут здесь пришиты.
Теперь вышитый ореол нужно вырезать так, чтобы по всему периметру оставался припуск на за
Здесь, на черном фоне видно, что должно примерно получиться, после вырезания ореола.
Края по всему периметру подгибаются и аккуратно подшиваются к изнаночной стороне вышивки. В нижней части, там, где оставлено место для бус, загибка производится вровень с краем бумажной выкройки, т.к. в этом месте производится пришивание ореола к основной части иконы.
Сначала пришиваем ореол Богородицы по периметру головы.Сначала просто накладываем деталь ореола по периметру головы и пришиваем "наметочным" швом, замет закрываем этот шов ниткой бус. После этого также, "наметочным" швом, пришиваем ореол Спасителя и закрываем шов тоже ниткой бус. Бусы подбираем в соответствии с размером и узором ореола.
Зашиваем бисером все пропущенные и незакрытые места в соответствии с узором ризы. и можно приступать к вырезанию "окон", т.е. тех мест, где расположены лики, руки, и, если есть на иконе, ноги.
Припуск под загибку оставляем примерно около 1 см, но в зависимости от размера иконы он может быть и меньше. По всему периметру "окна" по ткани припуска делаем надрезы для загибки. Частота надрезов зависит от радиуса кривизны детали, чем меньше радиус, тем больше надо сделать надрезов. Надрезы не должны доходить до строчки, прикрепляющей бисер, примерно на 1-1,5 мм. Затем надрезанные края загибаем внутрь и подшиваем швом "через край" или обметочным швом.
Получается вот так:
В старину загнутые края, да и всю изнаночную поверхность ризы, с целью укрепления, покрывали клеем изготовленным из муки с добавлением соли и порошка горчицы (от вредителей). Сейчас для этого может служить клей ПВА, который наносится тонким ровным слоем без потеков на внутреннюю сторону ризы. Если икона не велика, можно укрепить только загнутые края для предотвращения осыпания ткани.
Теперь приступаем к подготовке самой иконы. Если у Вас купленная готовая икона, то ее подготовка заключается в очистке от возможных загрязнений или пыли.
У меня же был только бумажный календарь. Мне еще нужно из него сделать икону.
Для этого я готовлю доску (это может быть также лист ДСП или многослойной фанеры) по размеру иконы. Вырезаю икону в соответствии с размером готовой ризы, причем так, чтобы при наложении окна строго совпадали с соответствующими местами иконы (т.е. окна лика совпадали с контурами лика на иконе, также окна рук и ног соответственно - с их иконным изображением).
Бумажное изображение наклеивается на доску с помощью обойного клея. Я беру для этой цели самый дешевый клей КМЦ.Клеем промазывается как доска, так и изнаночная сторона бумажной иконы, после чего сразу производится наложение иконы на доску. Пока клей не засох, нужно примерить ризу на икону теперь уже вместе с доской и если нужно, исправить положение бумажного образа на доске. Когда все будет находиться на своем месте, т.е. края ризы будут совпадать с краями иконы, а лик и руки, ноги располагаться точно в вырезанных для них окнах, риза убирается, а икона оставляется для просушки при комнатной температуре.
После полного высыхания клея на лицевую сторону иконы в 2-3 слоя наносится бесцветный художественный лак. Лак нужно брать не мебельный, а именно художественный, который не изменит цвет Вашей иконы.
После высыхания лака приступаем к натягиванию ризы на икону. Для этого с изнаночной стороны стягиваем края ризы продольными и поперечными нитями Можно для этой цели взять прочные нитки или ирис, тонкую тесьму. С одной стороны нить
И вот икона готова! Теперь хорошо бы сделать для нее рамку или киот, поместить под стекло и обязательно освятить в церкви.